Коронавирусная инфекция понемногу «отступает» – все меньше пациентов попадают в больницы в тяжелом состоянии, снижается количество заразившихся, власти отменяют ограничения. Но говорить о «победе над вирусом» – рано – COVID-19 как будто открыл второй фронт. Коллективный иммунитет в нашей стране еще не сформирован, а у переболевших коронавирусом (как в легкой, так и в тяжелой формах) стало массово развиваться патологическое состояние – постковидный синдром. Он сопровождается различной симптоматикой, с которой сталкиваются и кардиологи, и неврологи, и ревматологи, и пульманологи. Но мы начнем, пожалуй, с самых распространенных проблем у переболевших инфекцией – психоэмоциональных.
С 2019 года, когда человечество столкнулось с новой для себя коронавирусной инфекцией, уже наработана некая статистика и определены тактики лечения как заболеваний, так и его последствий. Тут нужно заметить, что протоколы лечения все время меняются и дополняются, в отличии, от лечения последствий в некоторых областях. К ним относится, например, психиатрия. И это не потому, что психиатрическое сообщество – «неповоротливый механизм». Как раз наоборот – это новость хорошая, ведь врачи с успехом применяют принципы лечения, дающие стабильный, долговременный эффект. Также важным вопросом является безопасность терапии – все препараты хорошо изучены, известны побочные эффекты их применения и взаимодействие с другими лекарственными средствами. Ведь, честно говоря, никто из пациентов (если только они не находятся в безнадежных состояниях) не хочет выступать в роли «подопытной мыши». Так что применение хорошо изученных лекарственных препаратов в области психиатрии – большое преимущество для пациентов.
Демонизированные доктора
Необходимо сразу оговорить саму «фигуру» врача-психиатра и отношение к нему. В последние годы отношение общества к психиатрии стало меняться, но, честно говоря, недостаточно быстро. Люди продолжают демонизировать эту область медицины. Слова «карательная психиатрия» намертво вросли в сознание. Хотя это чудовищное словосочетание очень далеко от реального положения вещей. Закон о психиатрической помощи предоставляет широчайшие возможности пациенту и жестко ограничивает действия врача.
Вы наверняка вспомните истории свои или своих знакомых о «неадекватном соседе, который всему дому жить мешает, а с ним ничего поделать нельзя». Вспомнили? А почему это происходит? Да потому, что для госпитализации нужно согласие больного (при условии, что он не представляет опасности для себя или других). То есть, если он завел 100 кошек, или несет с соседских помоек «добро» в свою квартиру, или считает лестничную клетку своим собственным туалетом, или днем и ночью стучит по батареям, но не хочет лечиться – никто его заставить не может. Потому что нет опасности – хотя это очень сомнительное заявление. Соседи такого «отказника» явно не согласятся с этим утверждением.
Постковидный синдром — болезнь или лень?
Другая сторона проблемы психиатрической помощи заключается в том, что люди не считают психические заболевания болезнью. Отклонения в поведении объяснят плохим характером, ленью, чудаковатостью, которые не нужно лечить. Сколько раз людям в депрессии близкие говорили «возьми себя в руки, измени свою жизнь». Но чем, например, депрессивные состояния отличаются от, к примеру, ишемической болезни сердца? Мы же не будем говорить при сердечном приступе такие слова – мы вызовем врача! Точно также необходимо подходить и к симптомам, как сегодня модно говорить, «ментальным».
Психиатр или психолог?
К психологии в нашей стране относятся более терпимо. К психологу «ходить не стыдно». А к психотерапевту – вообще престижно! Это очень важные, реально помогающие людям профессии. Но все зависит от симптомов, которые беспокоят больного. Приведем пример: предположим, вы наступили на осколок стекла. Что вы делаете? Вы идете в травмпункт, где доктор вынет инородное тело, обработает и забинтует рану. Даст рекомендации по лечению. Но если вы теряете зрение из-за опухоли в мозге – в травмпункте вам не помогут. Нужно обращаться к нейрохирургическую клинику. А ведь, если подумать, и там и там работают хирурги, только с разной специализацией и возможностями.
Этот пример немного «грубоват», но верен для понимания работы психолога/психотерапевта/психиатра.
В следующем материале мы подробно рассмотрим постковидный синдром, психоэмоциональные симптомы и жалобы, расскажем к кому с ними обращаться.